Monday, April 28, 2014

Глава 6. Ласковый и нежный зверь

По мере взросления и исправного поглощения пищи в национально-приемлемых количествах, Белла взрослела и к февралю 2014 года достигла веса четыре килограмма восемьсот грамм. И хотя формально она ещё котёнок - её возраст оценивается в восемь-девять месяцев, но мы решили уже перевести её на взрослую пищу, поскольку пятикилограммовые котята - это уже какой-то оксюморон. Иногда, когда кошка демонстрировала нам уж очень степенное поведение, когда она смотрела на мир с выражением лица вдовствующей герцогини, возвращающейся из Оперы в своё загородное поместье (сравнение Дорин Тови), когда всё её поведение говорило (с глубоким вздохом, конечно): "Куда-Катится-Этот-Мир", тогда мы обращались к ней не иначе как "тётя Белла" и смиренно просили снизойти до нас. И, по мере необходимости, попить, поесть, перейти в другую комнату и т.д.

Белла на своём "наблюдательном  пункте", декабрь 2013

Примерно в середине декабря Мамаша вывела в кошачий свет и в наш двор свою новую детку. В этот раз она окотилась как-то скрытно, просто пропала на недельку, а потом какое-то время приходила за вечерней едой похудевшая и какая-то пугливая. А ела много, чтобы кормить котят. Хотя хорошим аппетитом в нашем дворе никого удивить нельзя. Из этого выводка к нам пришла только одна кошечка. Маленький трехцветный котёнок, получивший прозвище Малюська. Надо сказать, что вскорости мы выучили, что кошки с триколоровой расцветкой - практически всегда самочки, один трехцветный кот приходится, как говорят, на несколько сот тысяч или даже миллион трехцветных кошек. Хотя поначалу мы обращались к Малюське, как к мальчику. В эту зиму в середине декабря случилась в Израиле небывало холодная погода. Во многих местах, особенно повыше в горах, выпал снег. У нас шли сильные холодные дожди. Диким животным и уличным котам было очень нелегко. Именно в этот период Мамаша  и привела Малюську к нам. К теплу, пище и людям.

Одно из двух самых любимых спальных мест - застеленный тигровым пледом компьютерный стул у балкона, 28 декабря 2013

Лет тридцать или даже больше назад, я заканчивал учёбу в ВУЗе. Сейчас он наконец-то называется Новосибирский Государственный Технологический Университет, как того очень хотел его основатель и четверть века ректор академик Георгий Павлович Лыщинский. Тогда учились 5 лет и получали диплом инженера, или, говоря современным языком - вторую степень. Но среди этих пяти лет со второго по четвертый курс, т.е. три полных года, мы раз в неделю учились на военной кафедре. Наши девочки или не военнообязанные ребята имели лишний день отдыха. А мы раз в неделю меняли наши футболки на военные рубашки офицерского образца и учились военной специальности. Последним этапом обучения, перед итоговым Государственным экзаменом, были военные сборы в частях действующей армии. Продолжительность этих сборов, кстати, все время менялась, уж не знаю по какой причине. Моему курсу повезло заполучить сборы на тридцать дней. Наши предшественники, кажется, служили чуть дольше. Ребята, шедшие за нами получили уже 45 дней. А может, это не было единой нормой по всей стране и зависело от ВУЗа, рода войск и местного начальства.

Белая кошка на белом покрывале, январь 2014

Не секрет, что одной из самых больших проблем в Советской Армии в то время была так называемая дедовщина. Издевательство старослужащих солдат над молодыми. Наверняка такого рода психологические и поведенческие перекосы, если не сказать извращения, присущи любому ограниченному однополому обществу. Подобного рода явления знакомы нам по описаниям тюрем, частных школ, монастырей. Нерастраченная сексуальность, скученность, ощущение ограничения прав личности, формальная и неформальная доминантная иерархия, разрушение традиционных моральных ценностей, культурные и национальные причины - не наше дело сейчас анализировать причины возникновения этого явления. На наших военных сборах, при тесном общении с солдатами и младшими офицерами, я увидел, что тот, кто в силу каких-то причин не подвергался большому физическому и психологическому насилию, становится в своё время спокойным, мягким "дедом". И наоборот, тот, кто прошёл через все муки ада дедовщины сам, склонен к безжалостной эксплуатации и издевательствам впоследствии. Я не обобщаю, конечно, всегда есть исключения и то, что называется "приличные люди".

На страже в маскировочном наряде, январь 2014

Этот экскурс в историю понадобился мне для того, чтобы напомнить вам, мои дорогие читатели, историю красивого серого кота по кличке Малёк. Его, совсем маленького и больного взял под своё покровительство год назад Рыжуня. И выходил и воспитал его. И вот наш Малёк стал ментором Малюськи. И так же, как в своё время Рыжуня, играл с ней, учил умываться, водил на еду, объяснял, как делать свои делишки, т.е. как правильно ходить в туалет, ккуда смотреть, о чём думать, как обнюхивать сделанное и как правильно зарывать его. В холодные ночи в декабре и январе Малёк согревал малышку своим телом. Очень трогательная была парочка. 

А в конце января пришло время родить и Топтанной. Эта небольшая кошка рыжевато-песочного цвета жила себе тихонько в тени более яркого брата Рыжуни. И выделилась только окотившись. Потому что двух своих котят она почти сразу же привела к нам. И поселила их у самой нашей двери. Им мы тоже постелили теплый коврик и даже соорудили домик, чтобы они могли ночью укрываться от ветра. Котята Топтанной были очень маленькими, рыжими, смешными и трогательными, как почти все дети на этой планете. Они только-только начали привыкать к нам, когда их мать научила их залезать на ночь под капот автомобиля. На самом деле, в холодные январские и февральские ночи дворовые коты могут легко согреться по крайней мере полночи, лежа около остывающего автомобильного мотора. К сожалению, Топтанная не научила их во-время вылезать из машины! Да, как-то вечером, возвращаясь с работы домой, я услышал мяуканье. Поскольку в тот момент я стоял на светофоре, на перекрестке Сира (лодка), то я решил, что мяукает какой-то местный котёнок. Представьте себе моё изумление, когда я понял, что мяуканье продолжается и на скорости больше ста километров в час на скоростном шоссе!

Я - хищник, страшный и ужасный! ...только немного маленький

Котят мы, конечно, нашли. Они залезли в пластиковую нишу между корпусом машины и крыльями. И просидели там не только всю ночь, но и весь рабочий день, пока моя машина стояла на подземной стоянке. Что было печально, что испугались они этого приключения на столько, что и дома не захотели вылезать из своей подвижной норки. Даже призывное мяуканье матери не заставило их покинуть свое убежище. А убежали они таки поздно вечером, когда мы ездили на недельную закупку продуктов. Видимо, их соблазнили ароматы пищи около магазина и кафе. Проблема в том, что мы не были уверены, что они таки вылезли из машины, и если да, то оба ли вместе или только один из них. Поэтом назавтра я заставил своего коллегу Эфи, отвечающего за парк машин на нашей работе, отвезти мой форд в гараж и разобрать все пластики снизу, чтобы убедиться, что котят там нет. И их там уже не было. Надеюсь, они смогли выжить там, около закусочной Бюргер-кинг.

Верхний участок, на охоте. Февраль 2014

Однажды зимой, в четверг днём, Ширель обнаружила, что на площадке перед нашим домом установлены несколько клеток с едой-приманкой для кошек. Оказалось, что две молодые девушки отлавливают уличных котов. Мы испугались, что это кошачий геноцид, но оказалось, что все наоборот, очень хорошо. Отловленных котов отвозят к дежурному ветеринару, стерилизуют, ставят комбинированную прививку и укол антибиотика. И через пару дней возвращают точно на место отлова. Эти девушки пришли к нам за помощью, и вечером, в обычное время кормёжки наших дворовых (или, как мы их иногда называем, придворных, котов) отловили всю нашу команду: Малька, Мамашу, Топтанную, Малюську, обоих Чермомырдинных (удивлённого и злого) и Инвалида. А вечером на исходе субботы они уже вернулись домой. Каждый - с подрезанным левым ухом. Так израильские ветеринары обозначают уличных котов, прошедших стерилизацию, чтобы по ошибке не запустить кота на повторную стерилизацию. Эта деятельность финансируется местными советами и городами и, в конечном счёте, государством. И на это денег налогоплательщиков совсем не жалко. Антибиотик поддерживает уличных котов, особенно на исходе зимы, когда многие из них простужены. Стерилизация также позволяет уменьшить смертность среди городской кошачьей популяции.

Наши дворовые все пережили эту операцию мирно. Семья, состоящая из кошек, то есть Мамаша, Топтанная и Малюська, сплотилась. Малёк, хоть и потерял свою сексуальность, стал более брутальным мачо и стал больше времени проводить вне семьи, охотясь где-то в одиночку. Когда его вернули после ветеринара, он был ещё в состоянии наркотического опьянения после наркоза. Язычок постоянно выпадал изо рта, кот неустойчиво стоял на ногах. Малёк забрался под мою машину и устроился там отдыхать. Он с благодарностью принял от нас мисочку с водой и свои "сушки", как мы называем кошачий сухой корм. Интересно, что именно послеоперационный период принёс Мальку не только физическое здоровье, но и доверие к нам. С того времени кот смело приходить за ласками, подставляет шею и спину для поглаживания и "бодает" мою руку головой, требуя свою порцию ласк. По-моему, необычное поведение для уличного кота, никогда не бывшего домашним. На самом деле, один из старых дворовых котов, Инвалид, большой умный седой кот с драным глазом и выбитым зубом (что и отразилось в его кличке), видимо когда-то был домашним, поскольку он тоже может иногда позволить человеку притронуться к нему и погладить. Тогда он начинает урчать и подставлять свои скулы и щёки. Остальные, хотя и приходят дважды в день за едой и смотрят нам в глаза, притрагиваться к себе не позволяют. Что, конечно, нормально для дикого животного.

Разморило на солнышке. Февраль 2014

Недавно где-то в новостях писали об одном британском учёном (хотя это словосочетание уже стало оксюмороном), который утверждает, что доместикация (одомашивание) кошек все ещё не завершилась. И якобы, в тот самый момент, когда они довольно урчат ласкаясь о ноги хозяина, подставляя под руку хозяину спину, скулу, щёку или горло, на самом деле, коварные хищные кошки вынашивают злобные планы захвата человечества с целью гастрономического порабощения! Так вот, несмотря на всю абсурдность этой глупости, иногда во что-нибудь такое можно и поверить. Можно иногда  поверить и в то, что кошки - биологические роботы какой-нибудь инопланетной цивилизации. Особенно легко в такое верится вечером в выходной день, когда мы удобно устроились с бокалом вина, а я - еще и с сигарой, и мы неспешно и спокойно обсуждаем прошедшую неделю или что-нибудь интересное, а наш "биоробот" пристроившись рядышком, в пределах хорошей слышимости, прикрывает свои глазки и подрёмывая записывает и транслирует наши разговоры в свой инопланетный Центр Слежения и Сбора Информации. Но стоит только на время поверить во что-нибудь этакое инопланетное и эзотерическое, как жизнь вместе с этим маленьким любимым бело-снежным существом с грохотом даёт тебе возможность убедиться в жестокой животной реальности и натуральности жизни. И вся инопланетная романтическая чушь рассеивается, и остаётся только кошка, физически находящаяся рядом, но мысленно пребывающая ещё в своих доисторических джунглях!

В засаде на подоконнике, март 2014

Стояла удушливая жара, какая бывает в Израиле, когда горячий воздух из южных пустынь вывешивает в небе лиловые облака из тонн мелкодисперсного песка. Каждая песчинка-бисеринка из бесконечной сети этой кисейной занавеси рассеивает вокруг себя солнечные лучи. Воздух раскаляется, теряет прозрачность и плавится, стекая тягучими жаркими волнами на опалённые плечи земли. Ещё немного и набухнут пузыри ожогов и сама земная кора растрескается и лопнет. Все живое замирает и ищет убежище в тени.

В такую жару я спустился на нижний участок, позвать Беллу домой. Наша кошка уже выучила несколько команд голосом и при желании легко распознавала их. А иногда, даже выполняла. При очень большом желании. Я позвал Беллу "домой, домой". Белый блестящий комочек в розовом ошейнике со стразами стрельнул в меня глазами. Заметила, значит, всё поняла, сейчас реагировать некогда - занята. И продолжила выслеживать что-то или кого-то в траве на дальнем конце участка. Потом рывок, молниеносное размытое движение и, довольная, потрусила ко мне. А изо рта у неё свешивались сантиметров 15-20 какой-то веревки. По мере приближения Беллы ко мне я все отчетливее понимал,  что никакая это не верёвочка, а самая настоящая змея. Недлинная узкая песочно-коричневого цвета с маленькой чёрной головой почти не отделённой от туловища и одной-двумя яркими жёлто-оранжевыми полосками на шее. Потом, изучая интернет и сравнивая свои впечатления, я решил, что это была разновидность песчаной змеи. С меньшей вероятностью это могла быть кошачья змея. Глаз её я не видел, что бы быть уверенным (как я понял, главное отличие в том, что зрачок песчаной змеи круглый, а кошачьей - вертикальный, как у кошек).

Принцесса, апрель 2014

Белла принесла змею мне и гордая сложила ту у моих ног. Горжусь трофеем, говорила она всем своим видом, позой и мимикой. Змея, полежав секунду, попыталась было ускользнуть. "Эй, алё, вы как будто хотите свалить на сторону и слинять по-быстрому," - как бы произнёс наш молодой змеелов и небрежным но быстрым и точным движением опять захватил змею за голову. Причём держала Белла её так, что передние зубы обхватывали голову змеи за челюсти, не оставляя той никакой свободы, кроме свободы мотания хвостом. Длины змеи как раз хватало на рост кошки, и самый кончик змеиного хвоста болтался буквально в миллиметрах от поверхности, бессмысленно стуча по сухим травинкам, мелким камешкам и кусочкам земли.

Инстинктивно я схватил с земли какой-то прутик. Атавизмом всплыло желание хоть как-то вооружиться. Пытаться бить им змею не казалось разумным, но я сумел хотя бы отбросить её в сторонку. Белла решила, что это новая игра и снова метнулась за змеёй и захватила её зубами. "Господи, дурёха, выплюнь эту гадость" - простонал я, уже понимая, что просто так она эту игрушку не бросит. И чуть кошка отвлеклась, я изловчился подхватить её на руки и обливаясь потом от жары и избытка адреналина помчался домой наверх, перепрыгивая через две ступеньки. Белла, естественно, была недовольна неожиданным прекращением развлечения, о чём мгновенно поставила меня в известность с помощью голоса, зубов и когтей. Оставив её дома и закрыв за ней дверь, я спустился на нижний участок с железным прутом в руках, но змеи, ясное дело, найти не смог.

засыпаю... апрель 2014

А в последнюю неделю Белла сумела существенно расширить коллекцию своих трофеев. Два дня подряд она приносила нам птичек, воробьёв, которых ей удавалась поймать на большом балконе. И до этого мы иногда находили на балконе "спрятанные" птичьи косточки, но тут уж мы воочию убедились, что охотничий азарт, равно как и охотничьи умения не обошли нашу кошку стороной. Одним из самых любимых занятий Беллы сейчас, когда мы выпускаем её гулять в первую половину дня, является охота на ласточек, свивших себе гнезда в скалах и камнях на нижней части нашего участка. Охоту, требующую терпения, скрытности и незаурядной ловкости и прыгучести. И, откровенно говоря, охоту не платоническую и небезуспешную. С одной стороны, это по-прежнему ласковое и нежное утончённое белоснежное создание, любящее ласку и негу, а с другой - это все ещё ловкий хищник и безжалостный охотник, ничтоже сумняшеся уничтожающий  ящериц, змей,   птиц, скорпионов, да и любых насекомых, включая мух, мотыльков и даже комаров, если успеет допрыгнуть, конечно. 

No comments:

Post a Comment